Тест Мюнстерберга на концентрацию и избирательность внимания! Методика мюнстерберга на внимание Методика избирательности внимания

В каких случаях HR используют методику Мюнстерберга

Есть должности, где от сотрудника требуется особая сосредоточенность и внимательность. Например, оператор конвейера, диспетчер авиалиний, пилот или водитель метро.

Определить, что у сотрудника или кандидата на вакансию есть такое качество, поможет методика познавательных процессов Г. Мюнстерберга.

Это простой, практичный и легкий в использовании тест. Его используют HR во всем мире для диагностики профессиональной пригодности работников на должности с повышенной нервно-психической нагрузкой.

Рекомендуем использовать тест по методике Мюнстерберга при отборе кандидатов на специальности, требующие хорошей концентрации и избирательности внимания. Особенно актуально это для таких специальностей как, водитель, корректор, диспетчер, оператор, бухгалтер, банковский служащий, инженер.

Уникальный материал для HR: полная подборка тестов и опросников для оценки персонала

Что представляет собой методика Мюнстерберга

Психолог Гуго Мюнстерберг разработал свою методику более ста лет назад. Сейчас тест мало напоминает современный вариант - это простой в использовании и легкий в интерпретации инструмент.

В тесте Мюнстерберга всего одно задание. Это случайный набор букв без пробелов, разбитый на строки. В тексте встречаются русские слова. Например: «пыдомьпомощьжшжля ». Задача испытуемого - найти все слова и подчеркнуть их.

На первый взгляд задание кажется простым. Но оно успешно выполняет свою задачу - создает модель деятельности, где эффективность зависит от умения сосредоточиться.

Пример тестового задания по методике Мюнстерберга

★ Интересный факт. Мюнстерберг - автор теста для телефонисток. Каждая девушка получала свежий номер газеты (чтобы новизна содержания отвлекала ее внимание). Далее ей предлагали в тексте газетной статьи зачеркнуть все буквы «а». Время на выполнение - 6 минут. Скорость и точность зависели от умения претендентки отвлечься от интересного текста и сконцентрироваться на рутинном задании.

2 примера использования методики Мюнстерберга на внимание

  1. Космонавты во время подготовки к полету проходят специальный тренинг на внимательность. Одно из заданий курса основано на методике Мюнстерберга. Испытуемый должен не просто выполнять задания теста (подчеркивать слова), но и мысленно отсчитывать минуту в течение, которой выполняется задание. По истечении минуты выполнение задания нужно прервать.
  2. При приеме на работу и при аттестации тест Мюнстерберга проходят авиадиспетчеры многих компаний. Оценка внимания по методике Мюнстерберга - обязательная часть исследования профессиональной пригодности специалистов этой профессии.

Как применять методику Мюнстерберга: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Подготовка

Для проведения нужна хорошо освещенная комната с удобными столами.

Из оборудования потребуется:

  • секундомер;
  • стимульный материал (специальный бланк с тестом по методике Мюнстерберга).
  • ручка или карандаш.

Бланк теста по методике Мюнстерберга

Ключ для теста Мюнстерберга

Шаг 2. Объясняем задание

Вам нужно озвучить примерно следующее:

  1. «Я раздам листы с текстом. В нем случайная последовательность букв без пробелов.
  2. В тексте встречаются слова. Это существительные русского языка в именительном падеже единственного числа.
  3. Ваша задача - найти и подчеркнуть эти слова. Для этого нужно просмотреть весь текст по порядку - строка за строкой.
  4. Я включу секундомер сразу после того, как раздам вам листы с текстом. Когда закончите, поднимите руку, я зафиксирую ваш результат».

Шаг 3. Проводим тест

Раздаем листы с текстом, фиксируем начало выполнения. Время выполнения - 2 минуты .

Шаг 4. Подсчитываем результат

Фиксируем количество правильно найденных слов. Всего в тесте - 27 слов. Отмечаем также, сколько слов, испытуемый выделил неправильно.

Шаг 5. Интерпретируем результат

Интерпретация теста Мюнстерберга зависит от требований специальности. Если умение концентрироваться не является основным требованием, то даем качественную интерпретацию :

  • неудовлетворительно - найдено менее 15 слов;
  • удовлетворительно -найдено от 15 до 20 слов;
  • хорошо - найдено 20-25 слов;
  • отлично - найдено 26–27 слов.

Если повышенная концентрация - основное требование по специальности, то даем количественную интерпретацию . Для минимального уровня ошибок устанавливаем высший показатель в баллах. Каждое пропущенное слово или превышение минимального времени на 10 секунд отнимает 1 балл.

Таблица интерпретации результатов теста Мюнстерберга на внимание

Затраченное на прохождение теста время, сек

Количество баллов

Уровень избирательного внимания

250 и более

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Характеристика диагностики: автор и предназначение

Американский психолог немецкого происхождения Гюго Мюнстерберг большую часть жизни исследовал так называемое индустриальное направление психодиагностики, стремясь найти способы увеличения производительности труда. В 1915 году появилась его методика, призванная оценить умение человека концентрировать своё внимание. Тестирование заключалось в том, чтобы предложить испытуемому идентифицировать 25 слов в нескольких строках хаотично записанных букв. Со временем тест был адаптирован последователями Мюнстерберга для людей разного возраста. Изменения коснулись количества слов и времени, отведённого на задание, а принцип остался прежним.

Методика применяется для диагностики внимания детей, достигших возраста 5 лет.

Учёные Института психологии при Академии наук России несколько лет назад проводили исследование внимания детей 5–12 лет и среди прочего предлагали испытуемым тест Мюнстерберга. Результаты показали, что лучшие оценки заработали дети дошкольного возраста и 1–2 классов.

Проведение теста Мюнстерберга на внимание и восприятие

Тест проводится в письменном виде в групповой форме.

Стимульный материал для детей разного возраста отличается, и подготовить его экспериментатор может своими силами. Малыши дошкольного возраста (5–6 лет) не могут долго сосредотачиваться на выполнении одного задания, что обусловлено особенностями развития их психики. К тому же испытуемый должен знать значения тех слов, которые зашифрованы в строчках: например, если для подростка слова «прокурор» и «отчаяние» знакомы, то ребёнок в 1–2 классе вряд ли знает их значение, а следовательно и не определит (не потому, что не сконцентрировался, а просто по незнанию). Для малышей в хаотично расположенных буквах шифруется не 25 слов, а 15, причём состоять они должны из 1–2 слогов. Для ребят постарше - 8–12 лет - количество элементов стандартное (25), но каждый должен быть составлен не более чем из 3 слогов.

Что касается времени, отведённого на работу, то детям 13–15 лет выделяется 2 минуты, 8–12 лет - 3 минуты, 5–7 лет - 5 минут. Алгоритм проведения теста таков:


Файлы: Материал для организации тестирования

Обработка и интерпретация результатов

Для младших школьников

  • 15 штук - отличный результат;
  • 13–14 - хороший показатель концентрации внимания;
  • 10–12 - средний уровень;
  • 7–9 - ниже среднего;
  • 4–6 - плохой;
  • 1–3 - очень плохой.

Если у малыша в итоге выходит от 10 до 14 баллов, то есть степень концентрации в пределах нормы и чуть выше, то таким детям рекомендовано 2–3 раза в неделю выполнять тест Мюнстерберга в качестве тренировки. Разумеется, набор слов нужно предлагать каждый раз разный.

Результат в пределах 1–9 баллов требует системных занятий, направленных на развитие внимания. Для этого можно порекомендовать методику «Перепутанные линии» (подробнее о ней расписано в статье «) или любые другие тесты, связанные с необходимостью концентрироваться.

Для учащихся среднего и старшего звена

Шкала оценки результатов более взрослых испытуемых такова:

  • 25–24 слова - отличный результат;
  • 20–16 - норма;
  • 10–15 - ниже среднего;
  • 1–9 - слабый уровень.

Рекомендации по тренировке внимания при 1–15 правильно найденных словах такие же, как и в случае с аналогичными итогами теста, продемонстрированными младшим школьником. Только стимульный материал полагается брать соответствующий возрасту.

Методика Мюнстерберга, изначально разработанная для взрослых, отлично вписалась в набор базовых тестов для исследования показателей внимания детей. Диагностика также позволяет тренировать это свойство психики. Вот почему тест рекомендуется проводить в школах регулярно (раз в 4–6 месяцев).

Тест Мюнстерберга — один из лучших инструментов для диагностики внимания! Проверьте свои психические способности прямо сейчас!

1. Что дает концентрация внимания?
2. Зачем вам тест Мюнстерберга?
3. Результаты теста Мюнстерберга!

Что дает концентрация внимания?

Концентрация внимания – это уровень осознанности. Как говорят восточные учения, человек по-настоящему живет лишь тогда, когда находится в моменте «здесь и сейчас».

Вы скажете, что мы всегда в этом моменте?

Вовсе нет!

Наше сознание постоянно стремится в будущее или прошлое, мы вечно погружаемся в мечты или переживания. В результате, все действия выполняем на автомате, как роботы. Почему это так? Разгадка пока не найдена.

Возможно, чтобы облегчить наше существование (не нужно каждый раз изобретать велосипед, занимаясь одним и тем же), а может для того, чтобы мы не могли познать реальную суть вещей и открыть свои истинные способности.

Что происходит, когда мы не сосредоточены на том, что делаем?

Наша энергия рассеивается, мы сразу выполняем сотни дел, но ни одно не делаем совершенно. Когда же наше внимание полностью направлено в одно русло, мы способны свернуть горы.

Замечали ли вы?…

Иногда работа занимает дни, хотя вы в состоянии выполнить ее за час? И наоборот, полностью погружаясь во что-либо, иногда вы могли за пару часов сделать то, на что при других обстоятельствах ушла бы куча времени? Все зависит от вашего внимания!

Зачем вам тест Мюнстерберга?

Немецким психологом Гуго Мюнстербергом¹ был изобретен специальный тест на внимание, который до сих пор считается психологами наиболее точным тестом из всех существующих. С помощью теста Мюнстерберга можно оценить не только концентрацию внимания, но и помехоустойчивость.

В чем суть теста на концентрацию внимания?

Ниже вы найдете сплошной текст, в котором есть узнаваемые слова. Ваша задача — найти все спрятанные слова за две минуты. Можно распечатать текст и вычеркивать найденные слова.

Пройти тест Мюнстерберга!

ФЭЛКСОЛНЦЕРМУДЕРАЙТЩУКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕ
БЛЦЭКЗАМЕНУКЪЕПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕССФ
КЩАМАРКЕТИНГПМТДАТАХДОЧИСЛОТЩОСЛЕДСТВИЕРБ
ОУКЛАБОРАТОРИЯЦДБАЛФУПЕНЬЦЩФРЕМКЛЯКСАКРМУ
ФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИЬКЦЩЪБСТУЛФПЛЬТОЩКР
РТДОВНИМАНИЕХИЩСТОЛПТХУТАРЕЛКАЯСУКУСТРПЩ
БФЩОБЩЕНИЕЯАОТРВЕТЕРБФРКЦКУРИЦАСЯПТУЦЩБФ
КВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЕТКЦШПЕТУХТАЛЫПЕСНЯЖ
ЯФЦКАЧЕЛИКЖДФМОБАНКДШЬТКОНЬДЖКТОЧКАПФЦК

Результаты теста Мюнстерберга!

Оценивается количество найденных и пропущенных слов. Всего в тексте спрятано 33 слова.

1. Если вы нашли 23-33 слова – у вас отличная концентрация внимания, вы способны работать над конкретным вопросом, ни на что не отвлекаясь.

2. Если вы нашли 12-22 слова – это средний уровень, он, как правило, считается нормой.

3. Если вы нашли менее 12 слов , то это говорит о том, что уровень вашего внимания очень низкий.

Узнать о том, как повысить концентрацию внимания, и развить осознанность вы можете

В повседневной жизни этот навык позволяет успевать в сотни раз больше и многократно повысить свою эффективность. А если вы занимаетесь саморазвитием и осваиваете практики по исполнению желаний, развитию сверхспособностей, управлению реальностью и др. (найдите на сайте), то концентрация внимания вам просто необходима, иначе результат будет крайне низким.

Тест Мюнстерберга предназначен для диагностики избирательности внимания.

Инструкция.

Тестовый материал.




Обработка результатов.

Ключ.

Интерпретация.

юнстерберга Мпредназначен для диагностики избирательности внимания.

Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание (Диагностика избирательности внимания):

Инструкция.

В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача - как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.

Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».

Тестовый материал.

бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтодж
ебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукен
дшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэ
ипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэпри
лаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщ
нруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Обработка результатов.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Ключ.

Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Интерпретация.

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Тест Мюнстерберга поможет узнать много интересного о человеке, а именно выявить степень внимательности.

  • Как пройти тест Мюнстерберга?
  • Задание №1
  • Задание №2
  • Любительский способ оценки результатов теста
  • Ключи к заданиям теста Мюнстерберга

Тест Мюнстерберга

Тест Мюнстерберга традиционно применяют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Изначально этот тест и был разработан для усовершенствования процесса отбора кадров.

Цель теста — определение избирательности внимания. Избирательность внимания обеспечивает успешную настройку при наличии помех на восприятии информации при постановке сознательной цели.

Как пройти тест Мюнстерберга?

Среди сплошного на первый взгляд бессмысленного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти замаскированные слова. Найденные слова выделить.

Искать следует существительные в именительном падеже единственного числа без использования специфических терминов и аббревиатур; если слова пересекаются или входят друг в друга, то используют слово наибольшей длины.

Время выполнения задания ограничено — 2 мин.

Пример: «рраокгсчрпчлсчастьералегнвпы». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «счастье».

Задание теста №1

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Задание теста №2

бзеркаловтргщоцэномерзгучтелефонъхэьгчяпланьустуденттрочягщ

шгцкпклиникагурсеабестадияемтоджебъамфутболсуждениефцуйгахт

йфлабораторияболджщзхюэлгщъбвниманиешогхеюжипдргщхщнздмысль

йцунендшизхъвафыпролдрадостьабфырплослдпоэтессаячсинтьппбюн

бюегрустьвуфциеждлшррпдепутатшалдьхэшщгиернкуыфйщоператорэк

цууждорлафывюфбьконцертйфнячыувскаприндивидзжэьеюдшщглоджшзю

прводолаздтлжэзбьтрдшжнпркывтрагедияшлдкуйфвоодушевлениейфрл

чвтлжэхьгфтасенфакультетгшдщнруцтргшчтлрвершинанлэщцъфезхжьб

эркентаопрукгвсмтрхирургияцлкбщтбплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Результаты теста — оцениваем внимание!

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. Всего в тесте содержится 25 слов.

Простой способ оценки внимания

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Профессиональный способ оценки результатов теста

При более сложном способе оценки результатов теста Мюнстербергаоценка анализ ответов происходит при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Шкала оценок

Время (в секундах)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

Менее 60 секунд

IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности.

Причины слабой избирательности внимания и способы исправления

Причинами слабой избирательности внимания чаще всего могут быть:

  • состояние сильного эмоционального переживания,
  • внешние помехи,
  • приведение к фрустрации испытуемого,
  • скрытое нежелание проходить психодиагностическое обследование

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данной методике для её улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания указывает на феноменальную психическую активность.

Ключ к тесту №1

Ключ: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория,

хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, ра дость,

народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчая ние, лаборатория,

основание, психиатрия.

Ключ №2

зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия,

футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса,

грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, вооду шевление,

факультет, вершина, хирургия.